11 сентября 2019

Выбросы загрязняющих веществ - эксперимент с квотами на воздух

Госдума приняла Закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

В 12 городах России на воздух будут выдаваться квоты.

Как следует из текста Закона, эксперимент по квотированию проводится с целью снижения выбросов загрязняющих веществ и отработки системы такого квотирования в крупных промышленных центрах.

«Экспериментировать» с воздухом будут в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце, Чите. Все это города, ранее попавшие в федеральный проект «Чистый воздух». Именно в них расположены предприятия крупных металлургических и сырьевых компаний, таких как «Русал», «Северсталь», «Норникель», «Мечел» и др.

Проект закона обсуждался около трех лет. Инициирован он был Правительством во исполнение поручения Президента России по снижению уровня выбросов вредных веществ в наиболее развитых индустриальных центрах страны и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Планируется, что через 5 лет после внедрения новый механизм нормирования должен обеспечить снижение загрязнения воздуха на 20%, что, по версии Минприроды, «позволит улучшить качество жизни более 6,4 млн человек».

Инициатором разработки закона было Законодательное собрание Челябинской области. Челябинск – один из 12 крупных промышленных центров, в которых, по справедливому определению Президента, люди могут неделями не видеть неба из-за смога, на своем примере знают, что значит «нечем дышать», когда вредные выбросы от предприятий-загрязнителей, выхлопы автомобилей, предприятий сферы ЖКХ, котельных буквально висят в воздухе.

Эксперимент начнется 1 января 2020 года и продлится 5 лет.

Для каждой территории российское правительство должно утвердить комплексный план действий по снижению выбросов. Минприроды России должно внедрить единую информационную систему мониторинга качества атмосферного воздуха, определить требования к мероприятиям по снижению выбросов, нормы для проведения расчетов загрязнения воздуха. Для информационного обеспечения мероприятий будет создана федеральная информационная система мониторинга качества атмосферного воздуха для промышленных городов. С помощью этой системы ход эксперимента будет оцениваться в режиме реального времени.

Законом о квотах вводится понятие «сводные расчеты загрязнения воздуха» и новые нормы, которыми регулируются вопросы проведения таких расчетов и принятие конкретных мер в зависимости от полученных результатов. Предлагается закрепить право субъектов Федерации на проведение сводных расчетов для отдельных населенных пунктов и использование их результатов при нормировании и установлении квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Результаты сводных расчетов предлагается использовать для определения уровня фонового загрязнения воздуха при нормировании выбросов, а также для определения мест размещения промышленных объектов, объектов транспортной и социальной инфраструктуры при разработке генеральных планов поселений и городских округов.

Предполагается, что основными «исполнителями» закона станут промышленные предприятия, на которых будут реализованы мероприятия по снижению выбросов. А ответственность за достижение целевых показателей будут нести губернаторы.

В частности, законом предусматривается разработка и утверждение критериев формирования предприятиями плана по снижению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, определяются особенности проведения проверок промышленных предприятий в такие периоды.

При очевидной актуальности, перспективы реализации эксперимента с квотами на выбросы загрязняющих веществ не все воспринимают с оптимизмом. Негативно оценили предлагаемый механизм регулирования представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

В процессе обсуждения законопроекта представители промышленности заявляли, что подобный подход поставит промышленные предприятия в сложные условия, а для многих из них единственный путь достижения показателей – закрытие производства или снижение объема продукции, а как следствие, и поступлений в бюджет. Это скажется в том числе на доходах граждан и приведет к значительному сокращению рабочих мест.

Еще на этапе обсуждения представители промышленности заявляли, что квотирование не выглядит реалистично ни технологически, ни экономически. Реальным выходом, по их мнению, может быть, к примеру, переход предприятий на наилучшие доступные технологии (НДТ) и установка автоматического контроля выбросов. По мнению некоторых промышленников, квотирование не приведет к улучшению качества воздуха, в то время как затраты на модернизацию составят «триллионы рублей».

Представители «Норникеля» заявили, что эксперимент позволит систематизировать все те мероприятия по снижению вредных выбросов в атмосферу, которые уже точечно выполняются в регионе. Закон абсолютно коррелирует с той масштабной программой по улучшению экологии, которую сегодня реализует «Норникель». Представители компании обещали, что займутся охраной окружающей среды Норильска и вложат в это до 2,5 млрд долларов. Но только взамен на налоговые льготы. Предполагается, что за годы реализации эксперимента выбросы диоксида серы на металлургических предприятиях компании будут снижены на 75%.

Идет дискуссия, какие регионы включать, идут споры, где измерять, у трубы или в километре от нее. Выбросы были, есть и будут, но только на практике можно выявить то, что является действительно важным с точки зрения ограничения вреда от деятельности промышленных предприятий.

Представители общественных экологических организаций поддерживают вводимый механизм, но соглашаются, что его эффективность будет зависеть от достоверных оценок вклада транспорта. Картина с транспортной моделью и без нее будет отличаться в разы.

Сейчас ситуация такова, что у регионов практически нет полномочий повлиять на предприятия-загрязнители. Предлагается на территории 12 городов ввести систему сводных расчетов, которая позволит учитывать не только выбросы предприятий, но и автотранспорта, предприятий ЖКХ, считать совокупность этих выбросов. Практически вся территория указанных городов будет покрыта расчетной сеткой, и в узловых местах этой сетки будет осуществляться расчет концентрации вредных веществ.

На основе данных сводных расчетов будет проводиться оценка риска здоровью человека и определяться перечень приоритетных загрязняющих веществ. Далее Росприроднадзор определит перечень квотируемых объектов, и с учетом предложений регионов выдаст квоты на допустимые выбросы всем основным источникам загрязнения атмосферного воздуха – автотранспорту, ЖКХ, промышленным предприятиям.

В случае если предприятие не может реализовать в период эксперимента данные мероприятия непосредственно на своем производстве, предусмотрена возможность осуществления компенсационных мероприятий, перечень которых будет утверждаться субъектом Российской Федерации (например, озеленение территорий, рекультивация свалок).

Эксперимент в случае его успешности будет распространен на другие регионы.

Любой из регионов страны вправе применять предложенный механизм. Законопроект, который мы принимаем в первом чтении, дает субъектам Федерации вне зависимости от того, попали они в этот перечень или нет, применять сводные расчеты, принимая соответствующие региональные законы.

В целях анализа эксперимента принято решение создать при комитете Госдумы постоянно действующую рабочую группу, одновременно Правительство создает межведомственный совет с участием всех упомянутых ведомств.

Контакты
115280, Москва, Ленинская Слобода 26а, Бизнес-центр 'ОМЕГА-2', 4 этаж, офис 430

Оставьте честный отзыв, о нашей компании

#str#