В статье будет подробно рассмотрена экологическая катастрофа, произошедшая в Черном море в результате разлива нефтепродуктов после крушения танкеров. Вы узнаете о том, как происходила утечка и как быстро мазут достиг берегов Краснодарского края и Крыма, а также о мерах, которые принимались для устранения последствий. Будут проанализированы текущие усилия по очистке побережья, включая использование как тяжелой техники, так и волонтерские инициативы, и при этом будет отмечено, что переработка загрязненного песка – процесс длительный и сложный. Особое внимание будет уделено последствиям для животного мира: пострадавшим птицам и дельфинам, а также долгосрочным последствиям для экосистемы моря. Кроме того, в статье будут рассмотрены проблемы с координацией действий властей и волонтеров, а также озвучены противоречивые прогнозы по срокам полной ликвидации последствий разлива. В заключении будут представлены данные об экономических последствиях, включая выделенные средства на устранение ущерба, и юридические аспекты, связанные с уголовными делами в отношении капитанов танкеров, а также освещены риски, связанные с возможным снижением туристического потока в регион.
Хроника Инцидента
С момента возникновения инцидента прошло приблизительно 30 суток.
Около четырех недель назад в акватории Черного моря произошла техногенная катастрофа, ликвидация последствий которой потребует продолжительного периода времени, исчисляемого месяцами. Токсическое воздействие на гидросферу в результате выброса углеводородных соединений, обширное загрязнение литоральной зоны, а также поражение многочисленных особей орнитофауны и морских млекопитающих нефтяными субстанциями, представляют собой комплекс негативных последствий, с которыми столкнулись жители Краснодарского края. Прогнозирование дальнейшего развития ситуации является проблематичным, однако, очевиден факт нанесения значительного ущерба окружающей среде.
Объем высвободившихся нефтепродуктов составил приблизительно 2,4 тысячи тонн, в результате разрушения корпусов танкеров в районе Керченского пролива. Деструкция двух транспортных судов произошла вследствие воздействия экстремальных гидрометеорологических условий 15 декабря прошлого года. Грузом данных судов являлись углеводородные соединения, которые в результате инцидента попали в морскую среду.
В начальном периоде после аварии, а именно первые несколько суток, отсутствовали скоординированные мероприятия, направленные на предотвращение распространения нефтяного загрязнения. Несмотря на введение режима повышенной готовности 16 декабря в Темрюкском районе, официальные структуры Краснодарского края и администрации города Анапа не подтверждали факта достижения нефтяными фракциями береговой линии до утра 17 декабря.
17 декабря зафиксировано загрязнение литоральной зоны Краснодарского края углеводородными соединениями, а в дальнейшем произошло распространение загрязнения в направлении побережья Республики Крым. В указанных регионах введен режим чрезвычайной ситуации. В ликвидации последствий техногенного инцидента участвуют волонтерские формирования из различных регионов Российской Федерации, проводящие работы по очистке пляжных зон от нефтяных отложений.
Рецидив Загрязнения
Зоны дислокации поврежденных судов, потерпевших аварию, были подвергнуты ограждению с использованием боновых заграждений, с целью ограничения дальнейшего распространения углеводородных соединений. Тем не менее, 10 января произошел рецидивный выброс мазутных субстанций из одного из поврежденных танкеров, что привело к повторному загрязнению береговой линии Темрюкского района. Представленные оперативными штабами Краснодарского края видеодокументы демонстрируют масштаб загрязнения береговой зоны вязкой мазутной субстанцией, удаление которой осуществляется силами спасательных служб посредством применения ручного инструментария.
В настоящее время разрабатывается техническая документация и производится подготовка для обеспечения доступа к аварийному судну. В случае успешной реализации данных мероприятий, предполагается проведение комплекса работ по ограждению аварийного объекта от воздействия штормовых явлений, посредством сооружения защитных обвалований.
Продолжительность Процесса Ремедиации
Перспективы Восстановления Литоральной Зоны
Удаление незначительных по объему фракций нефтяного загрязнения осуществляется персоналом спасательных служб вручную, тогда как для сбора значительных объемов загрязнения применяется специализированная техника и самосвальный транспорт. В результате проведенных работ перемещено 303 тонны нефтепродуктов в чистом виде. В качестве инфраструктурного элемента для проведения данных работ была создана специализированная площадка и обеспечен подъезд к ней. Значительное количество загрязненного песка временно складируется на данной площадке. В дальнейшем, он будет транспортирован на специализированные предприятия для проведения очистки и тщательной промывки. Представителями администрации Краснодарского края заявлена возможность возвращения очищенного песка на пляжные зоны города Анапа.
На территории Краснодарского края функционируют четыре предприятия, занимающихся очисткой загрязненного песка. Однако, при текущих производственных мощностях и имеющемся объеме загрязненного материала, реализация программы очистки потребует значительного периода времени.
- По оценкам экспертов, процесс ремедиации песка с использованием имеющихся мощностей займет порядка двух десятилетий.
Введение в эксплуатацию еще одного предприятия, специализирующегося на очистке загрязненного песка, может способствовать сокращению сроков реализации программы ремедиации. Однако, строительство данного объекта потребует трех-четырех лет.
В результате проведенных исследований установлено, что подвергнутый обработке грунт претерпевает изменения химических и физических параметров, что приводит к изменению его цветовых характеристик – песок приобретает серый оттенок. Это ограничивает его применение сферой строительства и дорожных работ.
- Таким образом, возникает необходимость поиска альтернативных решений для восстановления пляжных зон города Анапа. На территории Краснодарского края существуют участки, обладающие аналогичным типом песка, в частности в районе города Славянск-на-Кубани, что может быть рассмотрено в качестве потенциального источника материала для восстановления пляжных зон.
В то же время, общественные инициативные группы разрабатывают собственные методики для очистки пляжных зон. С целью минимизации накопления больших объемов загрязненного грунта, ими применяется метод сепарации посредством использования лопат со встроенной сетчатой структурой. Также применяются продовольственные контейнеры с перфорацией. В результате, более плотные фракции мазутного загрязнения остаются в нижней части, тогда как очищенный песок остается на поверхности. Тем не менее, данные методы являются крайне ресурсоемкими и характеризуются низкой производительностью.
Экологические последствия для фауны
По последним сводкам, в результате техногенного разлива углеводородов пострадало не менее 5,6 тысяч особей орнитофауны. Данное количество включает в себя только обнаруженные экземпляры. Установлено также загрязнение нефтяными продуктами некоторых особей Canis familiaris, обитающих в прибрежной зоне. Наиболее значительный ущерб инцидент нанес морским млекопитающим - было обнаружено более 60 погибших особей Delphinidae, при этом достоверная связь с техногенной катастрофой подтверждена в 50% случаев. Наибольшему воздействию подверглись особи Phocoena phocoena, включенные в Красную книгу.
Добровольческими формированиями был организован оперативный штаб по спасению птиц. Волонтеры осуществляли круглосуточное удаление нефтяных загрязнений с перьевого покрова птиц с целью последующей передачи в специализированные центры реабилитации. На начальном этапе данная работа проводилась на базе автомобильной мойки.
Волонтерские группы сообщали о дефиците материально-технического обеспечения и специализированного оборудования, необходимого для эффективной деятельности. Государственные учреждения с квалифицированным ветеринарным персоналом не были открыты, что привело к возложению всей ответственности на добровольцев. 8 января был открыт единый центр по спасению орнитофауны на базе одного из пансионатов в городе Анапа. Тем не менее, штат данного центра укомплектован волонтерами.
Позднее возникли разногласия между волонтерскими организациями и представителями органов государственной власти. Представители волонтерских организаций сообщали о вмешательстве сотрудников министерств и ведомств, которые изымали птиц, прошедших процедуру очистки от нефтяного загрязнения. Выпуск таких особей в естественную среду обитания производился спустя всего лишь неделю.
По мнению экспертного сообщества, данная практика является недопустимой, поскольку процесс очистки птиц от нефтяных продуктов ведет к нарушению защитного липидного слоя, необходимого для терморегуляции и водоотталкивающих свойств перьевого покрова. Очищенные особи орнитофауны должны проходить длительный период реабилитации, который может занимать несколько месяцев, а именно до весенне-летнего сезона.
Тем не менее, подобные инциденты имели место по различным причинам и в каждом случае приводили к массовой гибели птиц. В частности, Краснодарский "Сафари-парк" произвел выпуск более 250 особей орнитофауны в реку Кубань, несмотря на то, что эти особи были доставлены с побережья незадолго до этого. Последующий контроль за новой партией птиц, доставленной в центр, был запрещен для волонтеров, несмотря на предварительные договоренности об обеспечении доступа.
По оценкам экспертов, техногенное загрязнение может оказать негативное воздействие на порядка 50 видов орнитофауны, имеющих охранный статус.
Негативное Воздействие на Экосистему
Мазут содержит значительную концентрацию канцерогенных соединений, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Несмотря на то, что основная часть нефтепродуктов была ликвидирована, остается проблема распространения мелкодисперсных частиц. Они выносятся на береговую линию, но в условиях высоких температур в летний период, они подвергнутся плавлению, что приведет к рецидиву загрязнения.
В настоящее время применяются меры по устранению загрязнения с использованием полипропиленовых сетей, предназначенных для сельского хозяйства. Они используются на поверхности воды и в прибрежной зоне. Однако, проблема удаления остаточных фракций, находящихся в пляжном песке, остается нерешенной. Добровольцы применяют методы просеивания песка с использованием граблей с сетчатой структурой и перфорированных пластиковых контейнеров. Однако, эффективного и масштабируемого решения для этой проблемы на данный момент не существует.
21 декабря глава администрации Краснодарского края сделал заявление о том, что процесс очистки прибрежной зоны займет один месяц, а к началу курортного сезона на пляжах не будет присутствовать нефтепродуктов. В дальнейшем, сроки завершения работ были перенесены на 1 февраля, а затем на 1 марта.
31 декабря первый заместитель губернатора Краснодарского края заявил, что "при условии отсутствия новых выбросов мазута, основной объем работ будет завершен в течение одной недели". Однако, уже 1 января, в результате штормового явления в городе Анапа, произошел рецидив загрязнения, что привело к увеличению площади загрязнения до 63 километров.
По оценкам специалистов в области экологии, последствия техногенного загрязнения будут проявляться на протяжении длительного периода времени.
В течение следующих двух лет потребуется проведение работ по сбору нефтепродуктов в акваториях Черного и Азовского морей. Только к 2027 году концентрация углеводородных соединений снизится до предельно допустимых значений. Полная деградация нефтепродуктов, с участием микроорганизмов, может занять не менее десяти лет.
Эксперты констатируют, что техногенная катастрофа окажет негативное воздействие на популяции рыб и снизит объемы вылова. Нефтепродукты будут подвергаться постепенному распаду, часть из них будет утилизироваться микроорганизмами, а часть будет накапливаться в пищевых цепях, оказывая токсическое воздействие на живые организмы. Кроме того, проникновение нефтепродуктов в почвенный покров, обусловит его непригодность для существования растений и почвенной микрофлоры.
Кроме того, у лиц, принимавших участие в ликвидации техногенного загрязнения, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Ингаляционное воздействие паров углеводородов и прямой контакт с нефтепродуктами могут иметь негативные последствия. Однако, мониторинг и контроль масштабов данной проблемы представляется затруднительным.
Как было указано выше, мазут будет продолжать выноситься на очищенные пляжные зоны, поскольку его резервуары находятся на дне моря. Это означает необходимость повторной очистки в летний период. Примечательно, что 24 декабря Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не обнаружила наличие опасных веществ в морской воде. Однако, после выражения общественного недовольства, данное заявление было скорректировано, с признанием наличия загрязняющих веществ.
Экономические и юридические последствия
Для устранения последствий техногенного разлива нефтепродуктов в Краснодарском крае из резервного фонда было выделено 1,2 миллиарда рублей. Финансирование запланировано в два этапа: 400 миллионов рублей в 2024 году и 800 миллионов рублей в 2025 году. Данные средства будут направлены на транспортировку и утилизацию загрязненного грунта с применением методов дезактивации на специализированных предприятиях. Общий объем грунта, подлежащего утилизации, может достигать 200 тысяч тонн, а по последним данным уже вывезено 139 тысяч тонн. Также средства будут направлены на восстановление дорожной сети в регионе, подвергшейся существенному воздействию из-за эксплуатации тяжелой техники. Соответствующим структурам поручено произвести оценку ущерба и подготовить необходимые документы для финансового обеспечения восстановления дорог и улиц. Финансирование данных мероприятий также будет заложено в региональный бюджет. Кроме того, запланировано восстановление уникальных дюнных ландшафтов, поврежденных в результате выброса нефтяных продуктов. Существуют значительные опасения относительно предстоящего туристического сезона. Прогнозирование сокращения турпотока на побережье и его влияния на доходы курортных учреждений является сложной задачей. В конце декабря сообщалось о значительной отмене бронирований в гостиницах, однако вскоре появились данные о том, что отмена бронирования туров на праздники составила незначительный процент. В связи с инцидентом было возбуждено два уголовных дела. Первоначально оба дела были квалифицированы по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. Однако, уголовное дело в отношении одного из судов позднее было переквалифицировано на более тяжкий состав в связи с гибелью одного из членов экипажа. Капитан одного из судов был помещен под арест на два месяца, за гибель члена экипажа ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Капитан другого судна был помещен под домашний арест также на два месяца, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет. Оба капитана будут находиться под стражей до 17 февраля.