Транспорт и экология: готова ли Россия к переходу на велосипеды и электробусы?
В крупных городах, таких как Москва, автомобили ответственны за 90% всех выбросов. Оставшиеся 10 процентов относятся с промышленными предприятиями. Большая часть выбросов приходится именно на автомобили, а самолеты, поезда и корабли генерируют чуть меньше выбросов.
Но на самом деле все не так очевидно. Выбросы от автотранспорта — это так называемые низкие источники, они локализуются вблизи трасс. А выбросы от предприятий — это высокие горячие источники, их область распространения гораздо шире. Для каждой территории показатели необходимо оценивать отдельно.
Тем не менее автотранспорт сильно усугубляет глобальное потепление. Ведь побочный продукт от сжигания топлива в двигателе машины — CO2. Это один из основных парниковых газов, влияющих на изменение климата. Со временем двигатель изнашивается и уже не может полностью сжигать топливо. Это приводит к выбросу токсичных веществ: смесь из оксидов углерода и азота, соединений, вызывающих заболевания органов дыхания.
Наиболее опасными загрязнителями воздуха Всемирная Организация Здравоохранения признала твердые взвешенные частицы. Автомобили выбрасывают их при сжигании топлива, трении шин об асфальт, разрушении дорожного покрытия. Ученые выделяют частицы диаметрами меньше 0,01 миллиметра (PM10) и меньше 0,0025 миллиметра (PM2,5), что в 40 раз тоньше человеческого волоса. PM2,5 переносятся на большие расстояния, проникают в легкие, вызывают респираторные заболевания и аллергию.
Воздействие транспорта на окружающую среду значительно. Оно ведет к усилению парникового эффекта, загрязнению воздуха и водоемов, шумовому загрязнению, эрозии почв.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОЛОГИЮ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ
Загрязнению окружающей среды выхлопными газами экологи отводят первое место в рейтинге негативного воздействия.
Один килограмм сожженного бензина образует 15,5 кг различных газовых смесей, которые содержат до 200 канцерогенных и токсичных веществ. Для решения этой проблемы у разных городов существует несколько сценариев: от перехода на альтернативные виды топлива до сокращения парка личных автомобилей.
МНОГО ЛИ ТРАНСПОРТА У РОССИЯН?
Аналитическое агентство «Автостат» установило количество единиц автомобильной техники, зарегистрированной в России, опираясь на данные АО «Электронный паспорт».
На 1 июля 2022 года в стране насчитывается 53,84 миллиона машин, 84 процента из которых — легковые. Почти треть автопарка принадлежит жителям городов-миллионников. И с каждым годом количество автомобилей в России увеличивается.
Внушительную долю автопарка также занимает легковая коммерческая техника (LCV) – почти восемь процентов, или 4,23 миллиона экземпляров. На грузовики приходится семь процентов (3,78 миллиона штук), а на автобусы — всего около процента (чуть более 400 тысяч штук).
Автобусов в России около 410 тыс., а это менее 1% от общего количество машин.
Если сопоставить эти цифры с объемом выхлопных газов, то картина вырисовывается довольно тревожная. Чтобы стабилизировать ситуацию, в 2021 году в России объявили о начале реализации транспортной стратегии.
К 2035 году машин на дорогах должно стать меньше, а пассажиров общественного транспорта больше.
КАКИЕ СТРАТЕГИИ ВЫБИРАЮТ РЕГИОНЫ
В Челябинске решили изменить парадигму поведения водителей.
Если раньше в городе на тысячу человек приходилось 50 автомобилей, то теперь – 350. А ведь дорожную сеть мегаполиса строили еще по советским нормативам из расчета 200 авто на тысячу человек. Как результат - на дорогах слишком тесно.
«Любая реформа – это вызов, поэтому нужно не только заменить старые автобусы, трамваи и троллейбусы на новые, но и привести в порядок соответствующую инфраструктуру», – уверен Александр Егоров, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
На реализацию транспортной реформы Челябинской агломерации власти выделили почти 23 миллиарда рублей. На улицы города уже вышло 259 новых экологичных автобусов на газомоторном топливе. В 2023 году автопарк пополнят 30 новых автобусов, 74 низкопольных трамвая и сразу 168 низкопольных троллейбусов. Это красивый, комфортный, а главное – экологически чистый транспорт.
Отдельного труда составит создание достойной мотивации для горожан в пользу общественного транспорта. Создав эффективную альтернативу личному транспорту с акцентом не только на комфорт, но и скорость, власти надеются на частичной отказ челябинцев от личного транспорта.
Сейчас в городе активно создаются сети выделенных полос для общественного транспорта, устанавливаются современные остановочные комплексы, платформы, трамвайные пути.
Уральский мегаполис также вошел в топ-10 городов, в которых удобнее всего пользоваться электроавтомобилями из-за большого количества зарядных станций, что именно челябинские ученые научили искусственный интеллект анализировать пропускную способность перекрестков. Уникальная программа работает в режиме реального времени. С помощью суперкомпьютера и уличных видеокамер она способна делать движение в городе более быстрым и гармоничным.
Как говорят ученые, эта система способна обучаться, они уверены, что с каждым днем она будет работать все совершеннее, разгружая Челябинск от пробок, создавая комфорт и для автомобилистов, и для пешеходов. Все эти проекты отлично вписываются в концепцию зеленого мегаполиса, которую реализует сегодня Челябинск по всем направлениям, в том числе и в своем транспортном развитии.
Также в городах страны начали активно развивать велокультуру – создаются специальные велосипедные парковки, выделенные полосы, станции велопроката.
ВЕЛОДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
По данным опроса жителей российских городов межрегиональной общественной организацией «Вело-Город», около 80% людей готовы ездить на велосипеде, если бы в городе была инфраструктура. Также имеет место климатический вопрос, ведь в части регионов страны погодные условия не всегда способствуют комфортной поездке на велосипеде.
Сейчас в большинстве своем люди используют велосипед для отдыха, а не в качестве основного вида транспорта. Велосипед как способ развлечения рассматривают и чиновники, поэтому дорожки появляются зачастую лишь в парках, что исключает возможность использовать велосипед как альтернативу личному автомобилю для деловых поездок.
Социологический опрос, проведенный российским Гринпис, показал, что только половина жителей Москвы (50% респондентов) и Петербурга (48% респондентов) знают об уже существующей велоинфраструктуре. В Нижнем Новгороде всего 10% жителей осведомлены об имеющихся в городе велодорожках и станциях проката.
Единой статистики по велодорожкам и велопарковкам в стране никто не ведет. Более того, нет единой системы, что и как считать. Например, власти Москвы утверждают, что у них 850 км дорожек, а велоактивисты говорят о 140 км, так как считают по-другому. Например, мэрия называет дорожками выделенные полосы для автобусов: по ним можно ездить на велосипеде, но не везде и не всегда.
Но ситуация в крупных городах действительно меняется в лучшую сторону. Причем речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Например, по данным уже упоминавшегося исследования «Стрелки», в пятерку городов с наилучшими условиями для велосипедистов входят Уфа, Пермь, Волгоград, Екатеринбург и Самара.