30 апреля 2025

Новая эра экологического контроля: как с 1 сентября 2025 года подтверждать безопасность объектов размещения отходов

Экологическое законодательство России продолжает развиваться, устанавливая более четкие и современные требования к природопользователям. Важным шагом в этом направлении стало принятие Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2025 г. № 573, утверждающего новые Правила подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) объектов размещения отходов производства и потребления (ОРО).

Этот документ, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru, знаменует собой существенное обновление нормативной базы. Он вступает в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать в течение шести лет, до 1 сентября 2031 года. Одновременно с этим утрачивает силу ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 г. № 467 со всеми внесенными в него изменениями.

Давайте разберемся, что несут эти изменения, кого они касаются и каков новый механизм подтверждения экологической безопасности полигонов, шламонакопителей и других ОРО.

Зачем подтверждать исключение НВОС и кого это касается?

Объекты размещения отходов (полигоны ТКО, отвалы, хвостохранилища и т.д.) потенциально являются источниками значительного негативного воздействия на окружающую среду – загрязнения почв, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха. За это воздействие, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", взимается плата за НВОС.

Однако, если объект размещения отходов спроектирован, построен и эксплуатируется таким образом, что его негативное влияние на природу исключено (например, за счет современных систем изоляции, очистки фильтрата и т.д.), то плата за НВОС именно в части размещения отходов на таком объекте не взимается.

Но сам факт отсутствия вреда нужно официально подтвердить. Именно для этого и разработаны новые Правила, утвержденные Постановлением № 573. Они обязательны для:

  • Собственников объектов размещения отходов;
  • Лиц, во владении или пользовании которых находятся ОРО (арендаторы, эксплуатирующие организации).

Ключевой инструмент подтверждения: Мониторинг и Отчетность

Новые Правила четко устанавливают, что единственным легитимным способом доказать отсутствие НВОС от ОРО являются результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Этот мониторинг – прямая обязанность лиц, эксплуатирующих ОРО, и должен проводиться в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Что лежит в основе доказательств?

Где проводить измерения? Точки контроля:

  1. Инструментальные измерения: Обоснованием служат данные, полученные с помощью технических систем и устройств с измерительными функциями (лабораторные анализы проб, замеры приборами и т.д.). Субъективные оценки или расчетные методы здесь не подходят.
  2. Соблюдение нормативов качества окружающей среды (НКС): Результаты измерений должны подтверждать, что установленные нормативы (например, ПДК вредных веществ) не превышены.
  3. Фоновые значения: Если для каких-то показателей НКС не установлены, то оценка проводится путем сравнения с фоновыми значениями этих показателей на прилегающей к ОРО территории. Превышения фона также быть не должно.

Правила конкретизируют места, где должно быть подтверждено соблюдение нормативов:

  • Атмосферный воздух и почвы: Замеры проводятся на границе земельного участка, на котором расположен ОРО.
  • Поверхностные водные объекты (реки, озера): Пробы отбираются в месте выпуска сточных вод (если таковой имеется) с территории ОРО в водный объект.
  • Подземные водные объекты: Контрольные скважины должны располагаться на границе земельного участка ОРО, по направлению потока подземных вод.

Ежегодный отчет: формальности и сроки

Результаты проведенного мониторинга, доказывающие отсутствие НВОС, должны быть оформлены в виде Отчета. Этот Отчет является основанием для принятия Росприроднадзором решения о подтверждении (или неподтверждении) исключения НВОС.

Порядок представления Отчета:

  1. Периодичность: Ежегодно.
  2. Срок подачи: До 15 июня года, следующего за отчетным годом.
  3. Куда подавать: В территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.
  4. Формат:
    • Основной вариант: 2 экземпляра на бумажном носителе (один остается у оператора ОРО, второй – для Росприроднадзора) + электронная версия отчета на носителе (например, флешке) + сопроводительное письмо. Подача осуществляется в уведомительном порядке.
    • Альтернативный вариант: В виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью (ПЭП).

Роль Росприроднадзора: проверка и решение

После получения Отчета территориальный орган Росприроднадзора проводит его проверку:

  1. Срок проверки: 30 календарных дней со дня поступления отчета.
  2. Суть проверки: Сопоставление данных из отчета оператора ОРО с информацией, имеющейся у самого Росприроднадзора. Эта информация может быть получена:
    • От территориальных органов Росгидромета (в рамках соглашения о сотрудничестве).
    • Путем проведения контрольных инструментальных измерений силами подведомственных Росприроднадзору лабораторий (ФГБУ).
  3. Принятие решения: По результатам сопоставления, в течение 7 календарных дней после завершения проверки, Росприроднадзор принимает решение:
    • Подтвердить исключение НВОС.
    • Не подтвердить исключение НВОС.
  4. Информирование: О принятом решении Росприроднадзор информирует оператора ОРО (по почте или в электронном виде).

Почему могут не подтвердить отсутствие НВОС?

Практические выводы для операторов ОРО:

Правила четко определяют три основания для отказа в подтверждении:

  1. Отсутствие данных: В отчете нет данных инструментальных измерений, которые доказывали бы соблюдение НКС.
  2. Превышение фона: При отсутствии установленных НКС, зафиксировано превышение фоновых показателей на прилегающей территории.
  3. Несоблюдение нормативов: Зафиксировано превышение НКС на территории ОРО, в пределах его воздействия или в сточных водах, сбрасываемых в поверхностный водный объект.
  • Актуализируйте программы мониторинга: Убедитесь, что ваша программа мониторинга соответствует новым требованиям по точкам отбора, перечню показателей и используемым методикам.
  • Обеспечьте качественные измерения: Используйте аккредитованные лаборатории и поверенное оборудование. Достоверность данных – ключ к успешному подтверждению.
  • Готовьтесь к ежегодной отчетности: Внедрите процедуру подготовки и своевременной подачи отчета в Росприроднадзор по новой форме и в установленные сроки (до 15 июня).
  • Помните о последствиях: Неподтверждение исключения НВОС означает необходимость исчислять и вносить плату за размещение отходов на данном ОРО.

Заключение

Новые Правила, утвержденные Постановлением № 573, вносят ясность и систематизируют процедуру подтверждения экологической безопасности объектов размещения отходов. Основной акцент сделан на объективных данных инструментального мониторинга и регулярной отчетности. Для операторов ОРО это означает необходимость поддерживать высокий уровень экологического контроля и строго соблюдать установленный порядок, чтобы легитимно подтвердить отсутствие негативного воздействия своих объектов и, как следствие, получить освобождение от платы за НВОС в части размещения отходов. Период до 1 сентября 2025 года стоит использовать для приведения своих систем мониторинга и внутренних процедур в соответствие с новыми требованиями.
Контакты
115280, Москва, Ленинская Слобода 26а, Бизнес-центр 'ОМЕГА-2', 4 этаж, офис 430

Оставьте честный отзыв, о нашей компании

#str#