Новая эра экологического контроля: как с 1 сентября 2025 года подтверждать безопасность объектов размещения отходов
Экологическое законодательство России продолжает развиваться, устанавливая более четкие и современные требования к природопользователям. Важным шагом в этом направлении стало принятие Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2025 г. № 573, утверждающего новые Правила подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) объектов размещения отходов производства и потребления (ОРО).
Этот документ, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации publication.pravo.gov.ru, знаменует собой существенное обновление нормативной базы. Он вступает в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать в течение шести лет, до 1 сентября 2031 года. Одновременно с этим утрачивает силу ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 г. № 467 со всеми внесенными в него изменениями.
Давайте разберемся, что несут эти изменения, кого они касаются и каков новый механизм подтверждения экологической безопасности полигонов, шламонакопителей и других ОРО.
Зачем подтверждать исключение НВОС и кого это касается?
Объекты размещения отходов (полигоны ТКО, отвалы, хвостохранилища и т.д.) потенциально являются источниками значительного негативного воздействия на окружающую среду – загрязнения почв, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха. За это воздействие, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", взимается плата за НВОС.
Однако, если объект размещения отходов спроектирован, построен и эксплуатируется таким образом, что его негативное влияние на природу исключено (например, за счет современных систем изоляции, очистки фильтрата и т.д.), то плата за НВОС именно в части размещения отходов на таком объекте не взимается.
Но сам факт отсутствия вреда нужно официально подтвердить. Именно для этого и разработаны новые Правила, утвержденные Постановлением № 573. Они обязательны для:
- Собственников объектов размещения отходов;
- Лиц, во владении или пользовании которых находятся ОРО (арендаторы, эксплуатирующие организации).
Ключевой инструмент подтверждения: Мониторинг и Отчетность
Новые Правила четко устанавливают, что единственным легитимным способом доказать отсутствие НВОС от ОРО являются результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Этот мониторинг – прямая обязанность лиц, эксплуатирующих ОРО, и должен проводиться в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Что лежит в основе доказательств?
Где проводить измерения? Точки контроля:
- Инструментальные измерения: Обоснованием служат данные, полученные с помощью технических систем и устройств с измерительными функциями (лабораторные анализы проб, замеры приборами и т.д.). Субъективные оценки или расчетные методы здесь не подходят.
- Соблюдение нормативов качества окружающей среды (НКС): Результаты измерений должны подтверждать, что установленные нормативы (например, ПДК вредных веществ) не превышены.
- Фоновые значения: Если для каких-то показателей НКС не установлены, то оценка проводится путем сравнения с фоновыми значениями этих показателей на прилегающей к ОРО территории. Превышения фона также быть не должно.
Правила конкретизируют места, где должно быть подтверждено соблюдение нормативов:
- Атмосферный воздух и почвы: Замеры проводятся на границе земельного участка, на котором расположен ОРО.
- Поверхностные водные объекты (реки, озера): Пробы отбираются в месте выпуска сточных вод (если таковой имеется) с территории ОРО в водный объект.
- Подземные водные объекты: Контрольные скважины должны располагаться на границе земельного участка ОРО, по направлению потока подземных вод.
Ежегодный отчет: формальности и сроки
Результаты проведенного мониторинга, доказывающие отсутствие НВОС, должны быть оформлены в виде Отчета. Этот Отчет является основанием для принятия Росприроднадзором решения о подтверждении (или неподтверждении) исключения НВОС.
Порядок представления Отчета:
- Периодичность: Ежегодно.
- Срок подачи: До 15 июня года, следующего за отчетным годом.
- Куда подавать: В территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.
- Формат:
- Основной вариант: 2 экземпляра на бумажном носителе (один остается у оператора ОРО, второй – для Росприроднадзора) + электронная версия отчета на носителе (например, флешке) + сопроводительное письмо. Подача осуществляется в уведомительном порядке.
- Альтернативный вариант: В виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью (ПЭП).
Роль Росприроднадзора: проверка и решение
После получения Отчета территориальный орган Росприроднадзора проводит его проверку:
- Срок проверки: 30 календарных дней со дня поступления отчета.
- Суть проверки: Сопоставление данных из отчета оператора ОРО с информацией, имеющейся у самого Росприроднадзора. Эта информация может быть получена:
- От территориальных органов Росгидромета (в рамках соглашения о сотрудничестве).
- Путем проведения контрольных инструментальных измерений силами подведомственных Росприроднадзору лабораторий (ФГБУ).
- Принятие решения: По результатам сопоставления, в течение 7 календарных дней после завершения проверки, Росприроднадзор принимает решение:
- Подтвердить исключение НВОС.
- Не подтвердить исключение НВОС.
- Информирование: О принятом решении Росприроднадзор информирует оператора ОРО (по почте или в электронном виде).
Почему могут не подтвердить отсутствие НВОС?
Практические выводы для операторов ОРО:
Правила четко определяют три основания для отказа в подтверждении:
- Отсутствие данных: В отчете нет данных инструментальных измерений, которые доказывали бы соблюдение НКС.
- Превышение фона: При отсутствии установленных НКС, зафиксировано превышение фоновых показателей на прилегающей территории.
- Несоблюдение нормативов: Зафиксировано превышение НКС на территории ОРО, в пределах его воздействия или в сточных водах, сбрасываемых в поверхностный водный объект.
- Актуализируйте программы мониторинга: Убедитесь, что ваша программа мониторинга соответствует новым требованиям по точкам отбора, перечню показателей и используемым методикам.
- Обеспечьте качественные измерения: Используйте аккредитованные лаборатории и поверенное оборудование. Достоверность данных – ключ к успешному подтверждению.
- Готовьтесь к ежегодной отчетности: Внедрите процедуру подготовки и своевременной подачи отчета в Росприроднадзор по новой форме и в установленные сроки (до 15 июня).
- Помните о последствиях: Неподтверждение исключения НВОС означает необходимость исчислять и вносить плату за размещение отходов на данном ОРО.