Мораторий на экологические проверки: на что заменили и в каких случаях запрет на проведение не действует?
До 2023 года введен запрет на проведение проверок в ИП, малых и средних предприятиях. Но это не означает, что никаких проверок предприятию ждать не стоит.
Вопрос: В каких случаях запрет на проведение проверок не действует?
Ответ: Введенный запрет не распространяется на специальные режимы государственного контроля (надзора), режим постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления № 336).
Специальные режимы государственного контроля (надзора) регулируются главой 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ). В отношении государственного экологического надзора таким специальным режимом может быть, например, мониторинг. Это режим дистанционного государственного контроля (надзора), который заключается в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельности подконтрольных субъектов, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
Вопрос: На что заменили экологические проверки?
Ответ: Есть ряд проверок, возможных на предприятиях даже при наличии моратория. Это:
1 - Прокурорские проверки.
В данный момент предприятия получают требования Прокурора об устранении нарушений закона. И чаще всего среди получателей данного требования находятся предприятия, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Сотрудники Прокуратуры проверяют компании по ИНН на их наличие в Государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. И в случае, если предприятие отсутствует в реестре, выставляется требование об устранении нарушений в течение 60 дней.
2 - Профилактические мероприятия.
Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц (п. 10 Постановления № 336).
3 - Возбуждение дел об административном правонарушении.
Возбуждение дела об административном правонарушении возможно в случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), и только в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков правонарушения. Исключениями являются случаи необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (п. 9 Постановления № 336).
4 - Специализированные проверки, которые не регулируются Законом № 248-ФЗ.
К таким проверкам относятся проверки уплаты экологического сбора в рамках Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073, а также проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 225.
Особенно в части Постановки на учет объектов негативного воздействия далее - НВОС . Постановка на учет объектов НВОС осуществляется во исполнение статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Подготовьтесь заранее!
Получите консультацию специалистов MA Safety и помощь в устранении нарушений экологической документации и отчетности.