Круглый стол от MA Safety. «Регламент обращения с отходами на производстве».
Мы провели круглый стол с представителями различных отраслей бизнеса вместе с коллегами из РЭО ППК и другими участниками встречи в формате диалога.
Для обсуждения была выбрана важная тема экологической отрасли - «Регламент обращения с отходами», поскольку в некоторые Федеральные законы, относящиеся к обращению с отходами, были внесены изменения. Это повлекло за собой множество вопросов от специалистов.
Данные изменения и ответы на некоторые вопросы мы и рассмотрим в этой статье.
В КАКИЕ ЗАКОНЫ БЫЛИ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ?
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах •производства и потребления"
- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
- Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации»
КАКИЕ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ ВВЕДЕНЫ?
- Вторичные ресурсы
- Вторичное сырье
- Побочные продукты
Что такое «вторничные ресурсы»?
Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ВТОРИЧНЫМИ РЕСУРСАМИ СУЩЕСТВУЮТ?
Требования к обращению с вторичными ресурсами (Статья 17.1):
1. Отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.
2. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.
3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.
4. Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Вторичные ресурсы, относящиеся к отходам I и II классов опасности, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 14.4 настоящего Федерального закона.
5. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.
6. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.
ВАЖНО ПОНИМАТЬ:
Вторичные ресурсы должны быть утилизированы (то есть не обработаны, не обезврежены). Обстоятельства, при которых это сделать невозможно, законом не предусмотрены.
Информация о вторичных ресурсах поставляется в ЕФГИС УОИТ лицами, осуществляющими их утилизацию. Порядок представления не определен.
Законом не предусмотрены меры, поддерживающие предпочтительную генерацию вторичных ресурсов как альтернативу образования смешанных отходов.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, в том числе к:
- способам складирования
- помещениям, в которых осуществляется складирование
- оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов
- ограничениям по срокам накопления и хранения отходов, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ПРОДАЖ «В ЦЕЛЯХ УТИЛИЗАЦИИ»
Отсутствие признаков смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ) не позволяет применять правила об отдельных видах договоров (Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах")
Отсутствие первичной учетной документации, необходимой для подтверждения фактов, имеющих юридическое значение (акт выполненных работ, акт об утилизации) и принимаемых к бухгалтерскому учету (ст. 9 Закона №402-ФЗ)
Отсутствие доказательств реальности сделки (что она была исполнена), а также совершения сделки надлежащим лицом (наличие у покупателя возможности документальной и физической выполнить утилизацию: лицензия, мощности, персонал)
Штрафы и доначисления в результате реконструкции экологических платежей (ПНВОС, экосбор)
ДРУГИЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ
Оформление грузосопроводительных документов с нарушением действующего законодательства о транспортировании грузов. Подобное нарушение приводит к недействительности самого документа, что в свою очередь лишает компанию права подтверждать ими факты, имеющие юридическое значение (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?
Внимательно отнестись к договору. Он должен содержать признаки смешанного договора
Проявить должную осмотрительность и собрать данные на покупателя (лицензия, выписки отчетов 2-пт (отходы), ЖДО, РНП, иные источники данных) и утилизатора, если это отличное от покупателя лицо
Контролировать корректное заполнение первичных учетных документов, а также их наличие
ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА ОТ MA SAFETY
В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон и по итогам проведенного семинара можно сделать следующие выводы:
Нас ждет долгий путь по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Какие-то изменения вступят в силу с 1 марта 2023 года, а какие-то только в 2030 году. Но какой бы путь вы ни выбрали для себя - перевод в побочную продукцию или вторичные ресурсы, гарантией защиты от штрафных санкций всегда выступает договор.
Особое внимание инспекторов всегда направлено на отходы, которые передаются с целью размещения (за это начисляется плата за негативное воздействие), но так же их задача - отслеживать, чтобы отходы, которые должны быть утилизированы и обезврежены, не попадали на полигоны.
Будьте внимательны при заключении договора на вывоз отходов: тщательно изучите лицензию компании, убедитесь, что у контрагента есть законные основания на обращение с вашим видом отходов, установите кто является их контрагентом, проверьте и их лицензию.
Будьте внимательны и оградите себя от штрафов!
А в наступающем 2023 году мы планируем провести интересные вокршопы, митинги и обсуждения в самых экологичных локациях нашей страны. Будем рады видеть вас на наших встречах!