Изменения экологического законодательстве и повышение платежей в 2024 году
В последние годы в обществе наблюдается возрастающая тревога по поводу негативного воздействия на окружающую среду со стороны промышленности и бизнеса в целом. С целью сдерживания этого воздействия и стимулирования экологически ответственного поведения, в 2024 году планируется увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также соответствующие поправки в экологическом законодательстве.
Экологическая отчетность требует не только систематической и точной документации воздействия на окружающую среду, но также постоянного внимания к изменениям в законодательстве. Несоблюдение этих требований может повлечь за собой серьезные штрафы и ущерб для репутации компании. Какие изменения ждут экологов и руководителей предприятий и что ждет сферу экологической безопасности в 2024 году, рассмотрим в статье.
Увеличение ставки платы за НВОС в 2024 году
С января 2024 года Правительство планирует проиндексировать ставки платы за НВОС на 4,5% и установить:
- Ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,32 (1,26 х 1,045).
- Ставку платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 74,41 рублей за тонну (71,21 х 1,045).
- Несоблюдение до 10% квот выбросов повлечет штраф от 0,1 до 0,2% совокупного размера выручки за календарный год, но не менее 1 млн рублей.
- Несоблюдение от 10 до 25% квот будет грозить штрафом в размере от 0,2 до 0,5% выручки, но не менее 2 млн рублей.
- Несоблюдение от 25 до 50% — от 2 до 3% выручки, но не менее 4 млн рублей, а свыше 75% — от 4 до 5%, но не менее 5 млн рублей.
Штрафы за загрязнение воздуха вырастут в десятки раз
Суммы взысканий составят от 0,1 до 5% от годовой выручки предприятий. Если сейчас они не превышают 250 тыс. рублей, то вскоре минимальный составит 1 млн, а максимальный — 5% от годовой выручки.
Проект соответствующих изменений в КоАП уже одобрили в кабмине. Поправки потребовались, поскольку некоторые предприятия игнорируют норму выбросов из-за низких штрафов. В бизнес-сообществе инициативу поддержали, указав, что она способствует ответственной работе предприятий и ускорит их модернизацию.
Предстоящее повышение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду является неотъемлемой частью глобальных усилий по охране природы и созданию устойчивого будущего для всех. Бизнес может стать частью этой позитивной трансформации, обеспечив экологическую отчетность на высшем уровне. Как? Привлекая профессионалов в сфере экологической безопасности для поддержки своих целей в данной сфере.
Чтобы держать под контролем не только отчетность и платежи по экологии, но и направлять бизнес в сторону устойчивого развития, обратите внимание на аутсорсинг экологической безопасности. Команда MA Global обеспечит надлежащий мониторинг и контроль воздействия на окружающую среду, а также полное соблюдение законодательства.
Аутсорсинг экологической безопасности поможет компании сохранить приоритеты, направленные на защиту окружающей среды и добросовестное выполнение социальных обязательств. Это способствует повышению репутации и конкурентоспособности бизнеса в контексте все большего интереса общественности к экологической ответственности.
Какие изменения ожидают экологов и руководителей предприятий
Грядущие изменения связаны с целью сдерживания негативного воздействия на окружающую среду и стимулирования экологически ответственного поведения. Изменения могут включать в себя:
- Расширенная экологическая отчетность: компании будут обязаны предоставлять более детальную информацию о своем воздействии на окружающую среду. В этом контексте, постоянное внимание и мониторинг законодательства становятся ключевыми, чтобы избежать попадания на штрафы.
- Обновленное экологическое законодательство: ожидается введение и изменение законов, которые направлены на усиление контроля и сдерживание негативного воздействия на окружающую среду. Эти изменения будут требовать от компаний большей соответствия стандартам экологической безопасности.
- Строгие меры наказания: операторы, нарушающие экологическое законодательство и злоупотребляющие природными ресурсами, будут подвергаться строгим мерам наказания. Штрафы и санкции для нарушителей будут ужесточены с целью обеспечить соблюдение экологических норм.
24 апреля 2023 года президентом РФ был подписан Федеральный закон N177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Статья 3 1.Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Пункты 1, 2 и подпункты «а» - «в» пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, утвердившие планы мероприятий по достижению квот выбросов до 1 января 2024 года, направляют извещения об утверждении планов мероприятий по достижению квот выбросов в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее 1 февраля 2024 года.
Прогнозы на 2024 год в сфере экологической безопасности и ESG
Оценка экспертных прогнозов на 2024 год в сфере экологической безопасности и Environmental, Social and Governance (ESG) позволяет приблизиться к будущим трендам, которые ожидают российские предприятия. Сегодня, в эру изменения климата и устойчивости, следующие аспекты будут привлекать пристальное внимание:
- Рост интереса к ESG-инвестициям. ESG-критерии (оценка факторов экологии, социальной ответственности и корпоративного управления) станут неотъемлемой частью инвестиционного финансирования. Инвесторы будут стремиться к финансированию компаний, уделяющих большое внимание устойчивому развитию и уменьшению выбросов, что может быть выгодно для роста бизнеса.
- Акцент на трансформацию в сторону низкого углеродного и чистого производства. Российские компании все больше будут ориентироваться на процессы производства, максимально снижающие выбросы вредных веществ и углеродных отходов. Внедрение новых технологий и обновление производственных процессов станут необходимыми мерами для предприятий, желающих достичь более устойчивого развития.
- Развитие зеленых технологий и инноваций. В ближайшие годы ожидается активный рост зеленых технологий и инноваций в России. Предприятия, инвестирующие в исследования и разработки, связанные с энергоэффективностью, возобновляемыми источниками энергии и инновационными промышленными процессами, будут на переднем крае в устойчивом развитии.
Следует отметить, что финансирование устойчивого развития и уменьшение выбросов не только помогут соблюдать новое законодательство, но и создадут конкурентные преимущества для предприятий. Растущий интерес к ESG-инвестициям создает возможности для привлечения инвестиций и повышения репутации.
В целом, тренды на устойчивое развитие для предприятий в 2024 году будут сосредоточены на строгом соблюдении законодательства, улучшении экологической производительности, инновациях и привлечении финансирования с учетом ESG-критериев. Компании, которые активно внедряют практики устойчивости и стремятся к низкому углеродному следу, будут наиболее успешными в этом новом экологическом контексте.