80% хозяйственной деятельности связана с образованием отходов, а нарушения при обращении с отходами чаще всего встречаются в практике промышленных предприятий. Помимо этого, в регионах страны каждый год появляется большое количество жалоб жителей на несанкционированные выбросы в атмосферу и другие нарушения природоохранного законодательства.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
- на юридические лица от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Чтобы уменьшить риски получения больших штрафов и минимизировать негативное воздействие на экологию нашей планеты, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, то есть провести полную инвентаризацию отходов.
При изучении вопроса инвентаризации отходов руководители и экологи сталкиваются с множеством вопросов: можно ли провести инвентаризацию отходов самостоятельно, по какому алгоритму проводить инвентаризацию, как часто ее проводить и куда лучше обратиться, чтобы вести бизнес согласно требованиям законодательства?
В данной статье наши эксперты постараются дать необходимые рекомендации, которые помогут разобраться с вопросами инвентаризации отходов и понять как действовать в той или иной ситуации.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В 2023 году не существует нормативно-правовых актов, которые предусматривают четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, установлены только некоторые нормы.
При этом можно найти документы на региональном уровне, которые содержат рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они носят рекомендательный характер.
Согласно Положению п. 7.ст. 3 Закона N 247-ФЗ6, в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативно-правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
Следовательно, никто не может быть привлечен к ответственности за отсутствие отчета о проведении инвентаризации об отходах, тем более из-за отсутствия в нем каких бы то ни было разделов – ст. 8.1 КоАП РФ7, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ.
Но Положение п. 7 нового Порядка учета в области обращения с отходами сообщает, что образующиеся на предприятии отходы должны быть выявлены.
Какие образующиеся отходы выявляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами?
1 - Вещества и материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений
2 - Изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг
По результатам такого выявления формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету. Данный отчёт должен быть на предприятии в виде таблицы, которую разрешается вести в электронном виде, без утверждения и даже без вывода на печать.
Помните, что если в ходе проверки выяснится и подтвердится, что природопользователь не учел какой-либо отход или учел его некорректно, предприятию грозят серьезные штрафы по разным частям ст. 8.2 КоАП РФ.
Результаты инвентаризации отходов используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I-IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
- Для подготовки приказов и инструкций
- Для ведения учета
- Для организации мест накопления отходов
- Для разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций
- Для организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.)
- Для оптимизации деятельности предприятия
Внимательно проработайте специфические требования, которые могут применяться к определенным видам отходов. А именно: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, выпадают ли из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как медицинские, биологические и радиоактивные отходы? Это необходимо выяснить в процессе инвентаризации отходов на вашем предприятии.
ЦЕЛЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ
Результаты инвентаризации наиболее важно иметь для объектов негативного воздействия I, II и III категории (в силу п. 4 Требований к программе ПЭК5). Инвентаризация организуется отдельно по каждому объекту и (или) обособленному подразделению.
Цель инвентаризации отходов – учесть 100% отходов, которые образуются в организации и могут образоваться в ближайшее время. При этом для объектов I и II категории анализируется перспектива на ближайшие семь лет.
Формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации, а также итоговые формы результатов инвентаризации можно представить в любом виде в соответствии с требованиями внутреннего делопроизводства конкретного предприятия. Главное, чтобы был регламентирующий документ, а для небольших предприятий - приказ или распоряжение.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Целесообразно проводить инвентаризацию отходов отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В случае если у хозяйствующего субъекта есть обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная инвентаризация. А если подразделения или объекты типовые, можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений или объектов.
Инвентаризация отходов проводится в следующей последовательности:
1 - Разработка внутреннего документа, регламентирующего проведение инвентаризации
2 - Подготовка распределительной документации о начале работ по инвентаризации
3 - Запрос необходимых сведений и документации
4 - Проведение инвентаризационного обследования
5 - Обработка полученных данных
6 - Работа с ФККО и БДО
7 - Предварительные результаты (перечень)
8 - Обсуждение предварительных результатов
9 - Дополнительные обследования, исследования, сведения
10 - Согласование итогового перечня с руководством
11 - Оформление результатов инвентаризации
12 - Актуализация результатов инвентаризации
КАК ЧАСТО АКТУАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ
В 2023 году действуют следующие сроки:
Для объектов I категории - от 5 до 7 лет в зависимости от того, планируется ли получать новый документ об утверждении НООЛР или комплексное экологическое разрешение
Для объектов II категории - 7 лет
Для объектов III категории целесообразно определять период проведения инвентаризации с учетом установленной периодичности плановых проверок природоохранными органами
Для объектов IV категории и объектов без категории можно актуализировать результаты инвентаризации с периодичностью 1 раз в 3 года, потому как именно за 3 года набирается минимальная достоверная статистика об образующихся отходах
На данные сроки необходимо ориентироваться при оценке возможности образования отходов при замене оборудования, капитальном ремонте, а также образовании прочих отходов с периодичностью больше, чем 1 раз в год.
Кому и как часто проводить плановую актуализацию?
1 - Предприятиям с часто меняющимися производственными процессами – ежегодно
2 - Предприятиям, где процессы налажены и деятельность осуществляется на объектах I и II категории – каждые три года
3 - Другим предприятиями – за год до предполагаемой плановой проверки.
Когда необходимо внепланово актуализировать сведения?
1 - При реорганизации предприятия
2 - При изменении нормативных правовых актов, регламентирующих обращение с отходами, например, может появиться требование об обязательном раздельном сборе тех или иных отходов, групп отходов
3 - При изменении технологии, замене оборудования, замене сырья и материалов и так далее, то есть при изменении внутренних процессов, связанных с образованием отходов. После актуализации сведений инвентаризации следует провести актуализацию связанных документов: паспортов на отходы, инструкций, НООЛР и так далее.
ОТХОДЫ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ В НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ
Отметим, что по-прежнему официально не решен вопрос с тем, как учитывать отходы, которые образуются в незначительных количествах.
Даже БДО содержит смесовые отходы, в описании которых указано, что в них могут быть в определенном соотношении другие виды отходов.
Вместе с тем, новый Порядок учета отходов содержит те же требования по округлению массы отходов без дополнительных комментариев. Поэтому вопрос следует решать в частном порядке, направляя в Минприроды России и Росприроднадзор просьбу разрешить учитывать незначительные количества отходов в массе других, схожих по происхождению и составу, при совместном удалении.
На практике организовать раздельное накопление таких отходов затруднительно и удалять их с привлечением специализированных организаций иногда невозможно, в том числе из-за сомнительной экономической и практической целесообразности.
Как тогда действовать?
Проведите оптимизацию предварительного перечня отходов с учетом рисков правовой неопределенности и возможностей предприятия.
По результатам инвентаризации и проведенного анализа, после получения всей дополнительной информации, включая разъяснения уполномоченных органов, протоколов количественного химического или морфологического анализа, биотестирования, с учетом результатов переговоров со специализированными лицензированными организациями, результатов рассмотрения материалов отнесения отходов, не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности, доработанный предварительный перечень отходов с соответствующими комментариями направляется на согласование бухгалтерам и юристам, а потом руководству (целесообразно окончательные решения по отдельным отходам принимать в рамках совещания с участием заинтересованных специалистов).
В итоге формируется окончательный перечень образующихся отходов с учетом 100% проведенных исследований, принятых управленческих решений, экономической целесообразности и уменьшения рисков.
МОЖНО ЛИ ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ОТХОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНО?
Многолетний опыт работы инженеров-экологов и руководителей подразделений MA Safety показывает, что провести полную и достоверную инвентаризацию отходов силами одного эколога предприятия невозможно.
Почему?
Погружение в тонкости технологического процесса инвентаризации, особенности обслуживания оборудования и другие аспекты инвентаризации являются трудоемким. Поэтому каждый привлекаемый специалист предприятия должен осознавать высокий уровень ответственности и своевременно получать и предоставлять сведения.
Без надлежащей организации данного процесса и контроля со стороны руководства, инвентаризация может затянуться или же качество ее результатов будет неудовлетворительным.
Поэтому мы рекомендуем доверить сложный процесс инвентаризации отходов команде квалифицированных инженеров-экологов, работающих с проектами из различных сфер, областей и различных масштабов. А наличие собственной испытательной лаборатории, аккредитованной на данный вид услуг, гарантирует соблюдение сроков исследования отходов и высокую точность полученных результатов.
Закажите услугу Инвентаризации отходов на нашем официальном сайте по ссылке:
Инвентаризация отходов