Информация для природопользователей: к какому уровню поднадзорности себя относить
В Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный экологический надзор.
Согласно статье 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет два уровня осуществления государственного экологического надзора: федеральный и региональный.
-
Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
-
Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Уровень поднадзорности объекта негативного воздействия на окружающую среду влияет главным образом на то, какой орган государственной власти будет осуществлять государственный экологический надзор над конкретными объектами НВОС.
До 2015 года в нашей стране действовал перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285).
На основании определенных критериев составлялись списки объектов, которые попадали под федеральный уровень надзора. Но, к сожалению, несмотря на структурированные списки объектов, не всегда были понятны причины попадания в этот список тех или иных предприятий.
В связи с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2015 года, статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Отнесение объектов к одному из уровней экологического надзора осуществляется в ходе постановки на государственный учет с применением критериев определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029). При направлении заявки о поставке на учет объекта НВОС, хозяйствующий субъект сам определяет и указывает уровень поднадзорности объекта. В случае ошибочного применения Критериев № 903 органы государственной власти самостоятельно перенаправляют заявку в уполномоченный орган власти.
Но такая система отнесения объектам к уровням надзора тоже имеет свои неудобства. В настоящее время около 4000 хозяйствующих субъектов одновременно подлежат федеральному и региональному государственному экологическому надзору, соответственно инспектор Росприроднадзора может проверять только объекты НВОС федерального надзора, а остальные объекты остаются вне поля его зрения. Следовательно, такой подход усложняет взаимодействие с надзорными органами и повышает административную нагрузку.
Размещенный 24 апреля 2018 года проект федерального закона «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предполагает вернуть отмененную в 2015 году норму статьи 65 Закона 7-ФЗ, которая устанавливала, что если у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект НВОС, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору, то и остальные предприятия будут относиться к данному виду надзора.
Эти изменения помогут исключить дублирование надзорных функций, что положительно оценят многие предприятия.