5 апреля 2020 года вступил силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.02.2020 № 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, был создан еще в 2016 году, а регламент государственного учета объектов НВОС появился только сейчас.
Станут ли теперь процедуры по постановке объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС и снятии объектов НВОС с государственного учета более прозрачными? Попробуем разобраться.
Рассматриваемый регламент «…разработан в целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС…» и устанавливает сроки и действия органов Росприроднадзора и исполнительной власти в рамках данной государственной услуги.
Результат предоставления государственной услуги – свидетельство (дубликат свидетельства) о постановке объекта НВОС на учет, или свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС, или свидетельство о снятии объекта НВОС с учета.
Сроки предоставления государственной услуги:
- при постановке объекта НВОС на учет – не более 10 дней со дня поступления заявки в уполномоченный орган;
- при актуализации сведений об объекте НВОС, снятии объекта НВОС с учета – не более 10 рабочих дней со дня поступления заявки в уполномоченный орган;
- отказ в постановке, актуализации, снятии с учета и выдаче дубликата объекта НВОС, осуществляется в срок до 5 рабочих дней.
Необходимые документы для предоставления государственной услуги:
- Заявка о постановке объекта НВОС на учет по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 №554;
- Заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС;
Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС:
- Сведения о замене юридического лица, смене названия, адреса, ФИО индивидуального предпринимателя.
- Сведения об изменении адреса объекта НВОС.
- Сведения об изменении технологических процессов, источников загрязнения окружающей среды.
- Сведения об изменении характеристик средств обезвреживания выбросов/сбросов, технологий использования/обезвреживания/размещения отходов.
- Заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС.
- Документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с учета, а именно акт о консервации или ликвидации объекта.
- Заявление о выдаче дубликата свидетельства с указанием причины такой выдачи.
Способы предоставления заявительных документов:
- Почтовое отправление с описью вложения и уведомлением о вручении.
- Электронная форма через личный кабинет lk.fsrpn.ru.
- Электронная форма с электронной подписью через ЕПГУ www.gosuslugi.ru.
Результат оказания государственной услуги — получение заявителем свидетельства о постановке на учет, об актуализации сведений, о снятии с учета объекта НВОС. Либо уведомление об отказе в постановке на учет, актуализации сведений, снятии с учета объекта НВОС.
В заявлении есть возможность указать на необходимость предоставления результатов услуги в электронной форме.
Основания для отказа в приеме документов:
- Документы не поддаются прочтению.
- Не подтверждена электронная подпись.
Основания для отказа в постановке объекта НВОС на учет:
- Предоставление документов, оформленных с нарушением требований Регламента.
- Несоответствие объекта критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.
- Предоставление информации лицами, не являющимися заявителями.
- Несоответствие заявки о постановке объекта НВОС на учет приказу Минприроды России от 23.12.2015 №554.
- Предоставление заявки и документов, содержащих неполную, недостоверную, и (или) искаженную информацию.
Основания для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС:
1. Предоставление информации лицами, не являющимися заявителями.
2. Непредставление сведений и документов:
- о замене юр. лица, смене названия, адреса, ФИО индивидуального предпринимателя
- об изменении адреса объекта НВОС
- об изменении технологических процессов, источников загрязнения окружающей среды
- об изменении характеристик средств обезвреживания выбросов/сбросов, технологий использования/обезвреживания/размещения отходов.
3. Предоставление сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную, и (или) искаженную информацию.
Основания для отказа в снятии объекта НВОС с учета:
1. Предоставление информации лицами, не являющимися заявителями.
2. Неправильное оформление документов:
- Заявления о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС.
- Документов, подтверждающих необходимость снятия объекта НВОС с учета, а именно акта о консервации или ликвидации объекта.
3. Предоставление заявления и документов, содержащих неполную, недостоверную, и (или) искаженную информацию.
Выдача дубликата свидетельства. Основания для отказа:
- Предоставление информации лицами, не являющимися заявителями.
- Неправильное оформление Заявления о выдаче дубликата свидетельства с указанием причины такой выдачи.
Выводы
Регламент, в теории, должен устанавливать конкретный список и формы документов, необходимые для понятного и прозрачного порядка действий по предоставлению государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Анализ Регламента показал следующее:
- Формы заявлений не определены Регламентом, не раскрыта система реагирования на заявления.
- Регламентом не определены формы и содержания документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС и документов, подтверждающих необходимость снятии с учета объекта НВОС.
- Акт о консервации или ликвидации объекта НВОС должен быть зарегистрирован/утвержден в органах федеральной исполнительной власти, и (или) в органах государственной власти субъектов РФ, и (или) в органах местного самоуправления и подведомственных государственных органах.
- Регламентом не определены формы об отказе в постановке на учет, в актуализации сведений, в снятии с учета объекта НВОС.
- Регламентом не определены формы свидетельств об актуализации сведений, о снятии с учета объекта НВОС.
- Регламентом не определен порядок изменения категории объекта НВОС при актуализации сведений.
- Регламент составлен таким образом, что ответственное должностное лицо может отклонить любую заявку и (или) заявление в рамках предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, так как результат оказания данной услуги зависит исключительно от субъективного видения Регламента должностным лицом, что является коррупциогенным фактором.
- Регламент не определяет формы заявлений и документов, представляемых в рамках государственной услуги, а значит не добавляет прозрачности процедурам по постановке объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС и снятии объектов НВОС с государственного учета.