В жизни города и его жителей автомобильный и общественный транспорт имеет ключевое значение. Но при этом он является и главным глобальным источником загрязнения окружающей среды.
До 60–80% загрязнения окружающей среды приходится на его долю. А в районах наибольшего сосредоточения людей, густонаселенных районах, курортных городах, вдоль автомагистралей и так далее, доля достигает 90–95%.
Во время эксплуатации транспортных средств образуется множество отходов, большую опасность среди которых представляют собой изношенные автомобильные шины.
По статистике Всемирной организации здравоохранения, риск возникновения рака у рабочих, занятых на производстве шин, превышает риск онкозаболеваний у рядового жителя современного города в 8 раз. Кроме выбросов отработанных газов, транспортный поток создаёт облако пыли, состоящее более чем на 60 % из микроскопических и ультрамикроскопических частиц радиусом 10,0–0,25 мкм, которые образуются в результате стирания автомобильных шин (при контакте с дорожным покрытием), самого дорожного покрытия и тормозных накладок (при торможении).
ВЫ ЗНАЛИ?
Срок разложения одной автомобильной шины - 150 лет! Для производства одной шины требуется 35 л нефти. Из одной тонны шин можно получить почти 700 кг резины. Сжигание шины приводит к выбросам 250 кг сажи и 400 кг токсичных соединений, а на месте сжигания 10 лет ничего не растет. Повторное использование покрышек позволяет экономить 0,33 т синтетического каучука. Под действием атмосферных осадков и грунтовых вод из покрышек вымываются токсичные соединения. Эти вещества нарушают экологическое равновесие, наносят вред флоре и фауне.
МОЖНО ЛИ ПРОСТО ВЫКИНУТЬ ШИНЫ В МУСОРНЫЙ БАК?
Шины относятся к отходам IV класса опасности, поэтому нуждаются в утилизации.
Закапывать и сжигать старые покрышки, равно как сооружать из них «лебедей» и прочие конструкции, запрещено законодательством РФ. За незаконное захоронение и сжигание покрышек предусмотрен административный штраф - о 1 тыс. до 2 тыс. рублей для физических лиц, от 2 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц, от 2 тыс. до 50 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и от 10 тыс. до 250 тыс. рублей для юридических лиц.
По данным лабораторных исследований, в течение минимум трех лет вредные вещества могут попасть в грунтовые воды и загрязнить почву в радиусе более 50 метров. И это только в случае оставления шин на улице, во дворе.
Если старая резина была выкинута «без свидетелей», то она становится «головной болью» УО/ТСЖ, отвечающих за содержание придомовой территории. Соответствено, ответственность за нарушение при проверке надзорным органом также будет возложена на организацию, управляющую домом.
МЕТОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ШИН
Сегодня существует несколько способов утилизации шин, они включают в себя химические и механические методы переработки.
1. Пиролиз – разложение резины при высокой температуре для получения технического углерода. 2. Растворение покрышек в горячем битуме. 3. Сжигание измельченных покрышек вместе с каменным углем для отапливания теплоэлектростанций. 4. Девулканизация резины. 5. Термолиз резиновой крошки. 6. Механическая переработка шин.
Большая часть химических способов не используется, поскольку они сопровождаются значительным объемами выбросов в атмосферный воздух. Полученное на выходе сырье отличается низким качеством, что делает эти способы не выгодными еще и с экономической точки зрения.
Фото 1. Портал gigiena-saratov.ru
ЧЕМ ОПАСНО СЖИГАНИЕ ШИН?
Горение изношенных автомобильных шин несёт в себе угрозу для окружающей среды, поскольку в результате этого процесса образуются вещества первого, второго и третьего классов опасности: бензапирен, бифенил, свинец, полициклические ароматические углеводороды, бутадиен, стирол, диоксин, фуран, антрацен, флуорентан, пирен и другие.
Бифенил и бензапирен являются сильнейшими канцерогенами, поэтому их наличие свидетельствует о серьёзной угрозе окружающей среде и здоровью человека.
В июне 2016 года Европейское химическое агентство добавило бензапирен в список особо опасных веществ — ввиду его канцерогенности, мутагенности, токсичности для репродуктивной системы, устойчивости, биоаккумуляции и токсичности, а также очень высокой устойчивости и биоаккумуляции.
Бифенил в соответствии с согласованной классификацией и маркировкой, утверждённой Европейским союзом, является очень токсичным для водной флоры и фауны, в том числе с долгосрочными последствиями, вызывает серьёзное раздражение глаз, раздражение кожи и может вызвать раздражение дыхательных путей.
Опасность свинца для человека определяется его значительной токсичностью и способностью накапливаться в организме. Также свинец оказывает пагубное токсическое воздействие на растения, животные и микроорганизмы.
В наибольших количествах при горении шин образуются оксиды серы (один из самых распространённых загрязнителей воздуха) и цинка (опасность заключается в его каталитической активности).
Во время горения шин из них также выделяется сера, которая в дальнейшем может взаимодействовать с другими веществами, что может привести к образованию опасных соединений. И множество других опасных для здоровья веществ.
ШАНС НА ВТОРУЮ ЖИЗНЬ ШИН В РОССИИ
По данным РОЭ, сегодня утилизацией шин занимаются 80 компаний, которые охватывают треть образующегося сырья.
Шины являются совокупностью полезных фракций. Первый и главный компонент – резиновая крошка, которую можно применять при производстве асфальтобетона, покрытии детских, спортивных площадок и железнодорожных переездов. Второе – текстильный корд – отлично подходит для производства тротуарной плитки, а металлокорд принимают все металлоперерабатывающие предприятия.
Почти во всех регионах страны сейчас активно запускается федеральная программа «Экономика замкнутого цикла», которую курирует Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
По этой программе шины, как и многие другие виды вторсырья, получат шанс на вторую жизнь.