21 декабря 2022

МИР ВОКРУГ УПАКОВКИ: как маркетплейсы работают над снижением объёма упаковки

Упаковка давно объявлена «врагом экологии». Ингрид Андерсен, исполнительный директор программы ООН по окружающей среде, утверждает, что если не принять кардинальных мер, то к 2040 году количество пластика в океане утроится.

Глава ЮНЕП, говоря об изменении климата, потере биоразнообразия и загрязнении, называет ущерб от использования пластика «тройным кризисом планетарного масштаба».

Почти ежедневно мы можем прочитать в новостях, что очередная страна, город или компания отказываются от пластика и, в первую очередь, от одноразовой продукции.

В большинстве стран Западной Европы раздельный сбор бытовых отходов практикуют с 1980-х годов. Идея состоит в том, что жители выбрасывают разные типы отходов в контейнеры разного цвета. С 2023 года в Испании, к примеру, будет полностью запрещена продажа фруктов и овощей в пластиковой упаковке. Речь идет о партиях, расфасованных весом менее 1,5 килограмма и реализуемых как в супермаркетах, так и в маленьких магазинах.

А для минимизации использования воды в пластиковой упаковке, в общественных местах устанавливаются кулеры, из которых жители могут наливать питьевую воду в собственную тару, что позволяет экономить на покупке воды в супермаркете и не использовать пластик.

Существуют как локальные магазины, так и сети, в которых все продукты продаются без упаковки — на развес и на разлив. Некоторые магазины отпускают товары в крафтовой эко-таре.

В России пока что есть только один такой «безупаковочный» магазин, хотя благодаря отсутствию упаковки товары могут стоить на 40 % дешевле по сравнению с обычными супермаркетами. И это серьезный повод задуматься о проблеме экологичного подхода к качеству жизни.

DOWNGAUGING - ЧТО ЭТО?

Down gauging, или снижение толщины материалов, является одним из способов снижения количество упаковки и, следовательно, вреда экологии.

Чем тоньше пленка, тем меньше отходов образуется после ее использования. Например, на 1 млн упаковок при толщине пленки 200 мкм общий объем отходов в итоге составит 10 тонн, а при толщине 25 мкм – всего 1,25 тонн.

Однако значительно снизить толщину пленки и сохранить все ее преимущества – задача непростая.

Некоторым предприятиям удалось разработать и запатентовать уникальную нижнюю пленку для термоформовки, толщиной всего 60, 90 или 110 мкм. По своим характеристикам эта пленка сопоставима с традиционными неориентированными пленками толщиной от 150 мкм и выше. Таким образом, только благодаря материалоемкости количество полимерных отходов снижается на 30-50%.

А ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РЫНКЕ ЭКОЛОГИЧНОЙ УПАКОВКИ?

Упаковка нужна по нескольким причинам: защита продукта, увеличение срока годности, а также брендинг как побочная выгода. Поэтому совсем отказаться от упаковки в большинстве случаев невозможно: без упаковки объёмы испорченной еды возрастут на 75%.

На самом деле для производства «экологичной» бумажной упаковки ежегодно вырубается 2-4 млрд деревьев, и оно загрязняет воздух в 70 раз, а воду - в 50 раз больше, чем производство того же объёма пластиковой упаковки.

Противники пластиковой упаковки утверждают, что период его разложения – 80-100 лет. Пластик, если его правильно не утилизировать, имеет опасные последствия для природы.

При этом часто не упоминают, что у пластиковой упаковки есть плюсы: она весит меньше, чем её бумажный аналог, то есть уменьшает углеродныи след при доставке, пластик прочныи и поэтому может (и должен) использоваться повторно, а его переработка в современном мире налажена лучше всего.

Фото портал e-pepper.ru


КАК НАД УМЕНЬШЕНИЕМ УПАКОВКИ РАБОТАЮТ МАРКЕТПЛЕЙСЫ В РОССИИ?

В 2022 году, как сообщает Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ), объёмы упаковки в маркетплейсах, входящих в АКИТ, значительно снизились!

«Ozon» уменьшил объем упаковочных материалов на 16%, хотя товарооборот вырос в 2,2 раза. Товары в пунктах выдачи выдаются покупателям только в упаковке продавцов маркетплейса. За 9 месяцев 2022 года по сравнению с этим же периодом 2021 года объем упаковки снизился на 16%, при том, что товарооборот вырос в 2,2 раза.

«Х5 Group» сделали возможным возврат одноразовых пакетов при доставке онлайн-заказов. Опция пользуется популярностью среди покупателей. Также во всех магазинах сети «Пятерочка» пакеты на 35% состоят из вторичного сырья. Некоторые собственные торговые марки (СТМ) компания также перевела на более экологичную упаковку. Среди них, например, «Зеленая Линия»: Tetra Pak перевели в ПЭТ и отказались от термоусадочной пленки.

«Яндекс.Маркет» стал использовать на 60 тонн меньше клейкой ленты, пленки и бумажного наполнителя.

«Сбермаркет» сократил общий расход пластиковых пакетов на 150 млн единиц. Также, начиная с третьего квартала 2021 года, при производстве пакетов используется 25% вторичного сырья.

«Lamoda» отказалась от печатных форм возврата товаров, что позволило сэкономить около 26 тонн бумаги. На следующий год компания планирует и вовсе отказаться от печатных форм, что сэкономит более 25 тысяч тонн рулонов бумаги, что соответствует 97 тоннам отходов. Также Lamoda мотивирует своих покупателей продлевать жизнь приобретенным товарам. Компания сотрудничает с фондом «Второе дыхание» и смарт-сервисом Tolkovo. Проект развивается с 2019 года, было собрано более 100 тонн текстиля. Помимо экологического эффекта, проект имеет важную социальную миссию — 33 социальные организации получили вещевую помощь.

X5 Group, Lamoda, METRO вошли в шорт-листы «Зеленой премии» в номинации «Корпоративные проекты». Lamoda planet — с проектом «Подарите вторую жизнь вещам», METRO — с «Академией устойчивого развития для малого и среднего бизнеса», X5 Group — с проектами «Азбука устойчивого развития» и «Супергерои большого будущего!» в торговой сети «Пятерочка».

Это говорит о том, что компании действительно используют в своей корпоративной политике «зеленые» тенденции и принципы экономики замкнутого цикла и меняются к лучшему, — сообщил глава Российского экологического оператора Денис Буцаев.

Подобные экологические инициативы реализуют компании «Азбука Вкуса», «Магнит», Wildberries.

А ЧТО ВНУТРИ УПАКОВКИ?

Индустрия моды, которая за последние годы в России совершила перевод покупок в маркетплейсы, является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды.

Около 2 млн тонн тканевой одежды ежегодно выкидывается на свалки в России. Гендиректор РЭО Денис Буцаев называет цифру в 9 тыс тонн, которые сегодня перерабатываются, и это на порядок ниже даже условного норматива переработки в 10%. То есть даже по «нормативу утилизации» нужно перерабатывать 200 тонн.

Технологиями переработки владеют в России всего 15 предприятий!

РЭО строит экотехнопарки, где вся инфраструктура переработки будет бесплатна для участников. Для этого правительство выделило более 9 млрд рублей и реализует программу «Экономики замкнутого цикла». Вторсырье будет получать новую жизнь, превращаясь в дороги, здания, новые товары или сырье для них.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ?

Производителям стоит следовать правилу трех RE: reduce, reuse и recycle.

То есть постараться по максимуму сокращать использование упаковочных материалов, а значит, снижать образование отходов.

Стоит собирать и повторно использовать упаковку. А также проектировать такую упаковку, благодаря которой повторное использование будет возможно.

Хороший способ избежать большого количества отходов: производить товары для пополнения (в английском языке для них есть термин refil). К ним относится бытовая химия, уходовая косметика, некоторые продукты питания, например, джемы. Всё, что можно купить в хорошей многоразовой упаковке и потом, по мере необходимости, докупать содержимое. При этом товары для наполнения в идеале должны быть в однослойной, максимально простой упаковке.

Подписка на новости
8 (495) 663-30-92
заказать звонок
Задать вопрос
#str#