16 декабря 2020

Создание промышленных систем ресурсосбережения: отечественный и зарубежный опыт

Управление вторичными ресурсами

Развитие ресурсосбережения в Российской Федерации возведено в разряд государственных приоритетов.Создание промышленных систем ресурсосбережения создает потребность в новых экономических методах и высоких технологиях в рамках жизненного цикла продукта. Механизм организации ресурсосбережения, основанный на более полном использовании полезных фракций отходов, является механизмом обеспечения как ресурсной, так и экологической безопасности. При этом должен быть сформирован оборотный ресурсный цикл, который является основой реализации концепции устойчивого развития.

В настоящее время отсутствует правовое регулирование управления вторичными ресурсами, направленное на их возврат в хозяйственный оборот. Однако в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приоритетным направлением деятельности государства считается комплексная переработка сырьевых ресурсов с целью уменьшения количества отходов. политика в области обращения с отходами. Ответственность за организацию сбора и утилизации отходов возложена на органы субъектов Российской Федерации (региональный уровень). Однако в связи с текущими правовыми и экономическими условиями в России регионы Российской Федерации (за некоторыми исключениями) не имеют достаточных ресурсов для организации переработки промышленных отходов.

Основным фактором, сдерживающим развитие отрасли обращения с отходами, является отсутствие единой системы управления вторичными ресурсами на территории Российской Федерации как по вертикали, так и по горизонтали.

В связи с этим одной из важнейших задач является формирование научно-методической базы управления вторичными ресурсами в России с учетом опыта, накопленного Советским Союзом, и адаптации международного опыта. к русской действительности. В рамках выполнения данной задачи Научно-методический центр «Управление отходами и ресурсами» планирует разработать концептуальные основы системы государственного экономического регулирования обращения с вторичными ресурсами и концепцию общей схемы управления вторичными ресурсами в совокупности с различными уровнями территориального управления и функциональной ответственности.

Зарубежный опыт

На сегодняшний день законы об утилизации отходов приняты более чем в 50 странах мира, где применяются разные подходы к управлению: от полностью свободного рынка до централизованных (государственных) систем планирования и финансирования. Установленные законодательно жесткие требования к производителям товаров и услуг послужили стимулом для развития бизнеса по переработке ТБО, экологическим технологиям и производству экологически чистых товаров.

Европейское экологическое право гармонизировано с национальным законодательством в странах Европейского Союза и полностью отвечает рекомендациям Базельской конвенции. Такие страны как ФРГ, Швеция, Австрия, Дания, Бельгия, Нидерланды и других странах действуют три основных принципа решения проблемы:

  • - повторное использование и переработка ценных компонентов отходов в качестве вторсырья;
  • - если переработка отходов невозможна или неэффективна, отходы следует использовать в качестве вторичных энергоресурсов;
  • - когда вышеуказанные методы неприемлемы, отходы могут быть определены для захоронения.

По данным Евростата, в 2009 году Европа переработала 24% твердых бытовых отходов (ТБО) на вторичное сырье и 18% ТБО - на компост.

В настоящее время индустрия WM в Европе набирает обороты. В ведущих странах ЕС, по данным Евростата, 23% ТБО используется в качестве вторичных материальных ресурсов, 17% ТБО перерабатывается в компост, 20% ТБО сжигается с рекуперацией энергии, 40% ТБО отправляется на свалки. При этом существенные различия в переработке ТБО наблюдаются между странами-членами ЕС. Например, 99-100% отходов вывозятся на свалки в Болгарии и Румынии. Лидером по переработке мусора является Германия: 48% отходов перерабатывается, а 34% сжигается. Швеция и Швейцария лидируют по сжиганию мусора - 49%.

В статье использованы материалы с сайта: https://eipc.center/en/waste/?code=2

© labsafety.ru 2018-2021
8 (495) 663-30-92
заказать звонок
Задать вопрос
#str#